Сегментация рынка – определение и основные принципы
Сегментация рынка – способ разделения потребителей на группы со схожими признаками, например: географическими, возрастными, социальными и т.д
Сегментация рынка считается одним из важнейший маркетинговых элементов продвижения и помогает более эффективно достигать поставленные перед бизнесом задачи и выходить на новый уровень общения с потребителями.
Сегментация рынка значительно упрощает жизнь продавцам и помогает сконцентрировать свои усилия на аудитории, которой по-настоящему интересны Ваши продукты и услуги.
В этой статье мы подробно расскажем о необходимости сегментации, основных принципах и примерах ее использования.
Что такое сегментация рынка?
Сегментация рынка – способ разделения потребителей на группы (сегменты) со схожими признаками, например: географическими, возрастными, социальными и так далее.
Основные причины, по которым стоит задумываться о сегментировании аудитории:
- Создание очень точной таргетированной рекламы
- Построение прочных отношений с клиентами и увеличение их лояльности по отношению к Вам
- Определение успешных и неуспешных сегментов для повышения эффективности Вашей маркетинговой стратегии
В итоге, сегментация рынка повлияет практически на все аспекты бизнеса, Вы сможете более точно настроить коммуникацию с Клиентами, определить неэффективные сегменты и в конечном счете, увеличить объем продаж.
Основные группы сегментации рынка
Определение ключевых сегментов рынка – важная и сложная задача для любого бизнеса, чем точнее Вы сможете сегментировать аудитории, тем более ощутимые результаты получите.
Существуют базовые группы сегментации рынка, на основе которых происходит дальнейшая работа:
- Географические признаки: страна, область, город, село и так далее;
- Демографические признаки: возраст, пол, уровень дохода, социально-экономический тип, образование, семейное положение;
- Психографические признаки: образ жизни, увлечения и хобби, цели и убеждения;
- Поведенческие признаки: этап пути покупателя, черты лояльности к бренду, чувствительность к цене, стиль покупки, коэффициент использования;
- Медиа признаки: социальные сети/телевидение/газеты/настройки поисковых систем;
- Сегментация по преимуществам: уровень обслуживание клиентов, качество сервиса и другие конкретные ожидания.
Географическая сегментация рынка
Один из самых простых и базовых принципов сегментации, позволяет разделить аудитории по следующим признакам:
- Страна, регион, город и так далее
- Конкретная территория и радиус вокруг нее
- Климат
- Тип местности (Городская, сельская и так далее)
Географическая сегментация позволяет не просто определить заинтересованность в Ваших продуктах у отдельных сегментов рынка, но также помогает разделить регионы по уровню дохода и другим важным параметрам для дальнейшей коммуникации.
Например, Вы разделили аудиторию на 5 регионов, и в 3 из них особой популярностью пользуется бюджетная товарная категория. В таком случае, целесообразно изменить подход и позиционировать для этих регионов только бюджетные продукты.
Демографическая сегментация рынка
Сегментация рынка по демографическим признакам – самый часто используемый и один из наиболее эффективных признаков разделения аудитории на группы. К основным демографическим признакам относятся:
- возраст/пол;
- Этническая принадлежность;
- Доход/занятость;
- Занятость и распорядок дня;
- Бытовая и так далее.
Демографическая сегментация является отличным помощником в любой маркетинговой стратегии. Разберем простой пример для понимания: Вы владелец магазина женской одежды, естественно, что целесообразней ориентироваться в основном на женскую аудиторию и прикладывать свои маркетинговые усилия именно на эту часть рынка.
Очень важно не впадать в крайности и заранее продумывать стратегии для отдельных демографических групп. Например, в магазин женской одежды могут обратиться и мужчины, которые хотят подарить своей женщине подарок.
Психографическая сегментация рынка
Данный тип сегментации связан с психологией и сознанием целевой аудитории. Ключевой принцип ее построения основан на потребностях аудитории и своевременном решении проблем с помощью Вашего продукта или контента. Основными критериями для разделения групп в этом случае являются:
- Ценности и убеждения аудитории
- Увлечения и хобби
- Образ жизни
- Мотивация к покупке
К сожалению, определить такие признаки намного сложней, чем демографические и географические, но финальный результат может превзойти все ожидания. Благодаря детальному погружению в потребности аудитории, Вы сможете построить тесные отношения с клиентами и перейти на новый эмоциональный уровень общения, который повлияет на удовлетворенность клиентов по отношению к Вашей компании.
Сегментация рынка в b2b сегменте
Описанные выше группы сегментации отлично подходят и для b2b рынка, но здесь очень важно добавить несколько основополагающих признаков.
Фирмография – отдельный тип сегментации, по критериям выбора очень похож с базовым сегментированием по демографическому признаку и может включать в себя:
- Размер компании
- Количество сотрудников
- Годовой оборот
- Сфера деятельности и многое другое
Сегментация компаний по уровню соответствия Вашим требованиям
Принципы данной сегментации выстраиваются в каждой компании индивидуально, мы лишь приведем простой пример для понимания: Вы можете разделить компании по объему закупок и в зависимости от этого выстраивать коммуникацию с клиентами.
Объем 10 000 000 в год – первая категория клиентов, требует наибольших усилий и индивидуального подхода с Вашей стороны. Основная задача – удержать Клиентов и выйти на высокий уровень доверия;
Объем 5 000 000 в год – вторая категория клиентов, также требует больших усилий, обычно, с такими клиентами назначается меньше встреч, созвонов и совещаний, чем с первой категорией. Основная задача – перевести их в первую категорию;
Объем менее 1 000 000 в год – третья категория клиентов, минимальные коммуникации и быстрые продажи. Обычно сюда относят клиентов, которые покупают один раз и навсегда закрывают свою потребность в Ваших услугах.
Сегментация по потребностям
Самый понятный и логичный способ сегментации в b2b. Основан на решении проблем клиентов, Вам нужно определить ценность продукта и его предназначении для определенной аудитории. Например, Вы можете предоставлять уникальные решения для крупных it корпораций и сформировать свой маркетинговый посыл исключительно для этой группы потребителей.
Заключительные мысли
Сегментация рынка – золотой стандарт построения маркетинговых коммуникаций бренда с потребителями. Чем правильней Вы определите ключевой для Вашей компании сегмент на рынке, тем эффективней и прибыльней окажется Ваша работа.
Последние статьи
Что такое органический трафик и как его увеличить
Позиционирование бренда – способ выделиться на фоне конкурентов
Customer Experience простыми словами
Будьте в курсе самых актуальных новостей
Подпишитесь на рассылку и получайте полезные советы, которые можно мгновенно применить на практике
читайте также
-
#Брендинг
Что такое нейминг и его разработка для начинающих
В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое нейминг и поделимся полезными методами, которые помогут создать крутое название для ...
3 -
#Брендинг
Айдентика бренда простыми словами – Зачем она нужна бизнесу?
Что такое айдентика? Первое с чего хочется начать – внести ясность в понятие айдентики. Ее часто путают с фирменным стилем и на это есть ...
10 -
#Брендинг
Брендинг простыми словами – Определение и преимущества использования
Брендинг уже давно стал незаменимым элементом успешного развития компании и по праву заслуживает усиленного внимания со стороны ...
12
полезная рассылка
исследуем и пишем о бизнесе и b2b маркетинге, делимся этим в полезных рассылках бесплатно. выберите удобный формат получения