Сегментация рынка – определение и основные принципы

Содержание

Сегментация рынка считается одним из важнейший маркетинговых элементов продвижения и помогает более эффективно достигать поставленные перед бизнесом задачи и выходить на новый уровень общения с потребителями.

Сегментация рынка значительно упрощает жизнь продавцам и помогает сконцентрировать свои усилия на аудитории, которой по-настоящему интересны Ваши продукты и услуги.

В этой статье мы подробно расскажем о необходимости сегментации, основных принципах и примерах ее использования.

Что такое сегментация рынка?

Сегментация рынка

Сегментация рынка – способ разделения потребителей на группы (сегменты) со схожими признаками, например: географическими, возрастными, социальными и так далее.

Основные причины, по которым стоит задумываться о сегментировании аудитории:

  • Создание очень точной таргетированной рекламы
  • Построение прочных отношений с клиентами и увеличение их лояльности по отношению к Вам
  • Определение успешных и неуспешных сегментов для повышения эффективности Вашей маркетинговой стратегии

В итоге, сегментация рынка повлияет практически на все аспекты бизнеса, Вы сможете более точно настроить коммуникацию с Клиентами, определить неэффективные сегменты и в конечном счете, увеличить объем продаж.

Основные группы сегментации рынка

Виды сегментации рынка

Определение ключевых сегментов рынка – важная и сложная задача для любого бизнеса, чем точнее Вы сможете сегментировать аудитории, тем более ощутимые результаты получите.

Существуют базовые группы сегментации рынка, на основе которых происходит дальнейшая работа:

  • Географические признаки: страна, область, город, село и так далее;
  • Демографические признаки: возраст, пол, уровень дохода, социально-экономический тип, образование, семейное положение;
  • Психографические признаки: образ жизни, увлечения и хобби, цели и убеждения;
  • Поведенческие признаки: этап пути покупателя, черты лояльности к бренду, чувствительность к цене, стиль покупки, коэффициент использования;
  • Медиа признаки: социальные сети/телевидение/газеты/настройки поисковых систем;
  • Сегментация по преимуществам: уровень обслуживание клиентов, качество сервиса и другие конкретные ожидания.

Географическая сегментация рынка

Географическая сегментация

Один из самых простых и базовых принципов сегментации, позволяет разделить аудитории по следующим признакам:

  • Страна, регион, город и так далее
  • Конкретная территория и радиус вокруг нее
  • Климат
  • Тип местности (Городская, сельская и так далее)

Географическая сегментация позволяет не просто определить заинтересованность в Ваших продуктах у отдельных сегментов рынка, но также помогает разделить регионы по уровню дохода и другим важным параметрам для дальнейшей коммуникации.

Например, Вы разделили аудиторию на 5 регионов, и в 3 из них особой популярностью пользуется бюджетная товарная категория. В таком случае, целесообразно изменить подход и позиционировать для этих регионов только бюджетные продукты.

Демографическая сегментация рынка

Демографическая сегментация бизнеса

Сегментация рынка по демографическим признакам – самый часто используемый и один из наиболее эффективных признаков разделения аудитории на группы. К основным демографическим признакам относятся:

  • возраст/пол;
  • Этническая принадлежность;
  • Доход/занятость;
  • Занятость и распорядок дня;
  • Бытовая и так далее.

Демографическая сегментация является отличным помощником в любой маркетинговой стратегии. Разберем простой пример для понимания: Вы владелец магазина женской одежды, естественно, что целесообразней ориентироваться в основном на женскую аудиторию и прикладывать свои маркетинговые усилия именно на эту часть рынка.

Очень важно не впадать в крайности и заранее продумывать стратегии для отдельных демографических групп. Например, в магазин женской одежды могут обратиться и мужчины, которые хотят подарить своей женщине подарок.

Психографическая сегментация рынка

Психографическая сегментация рынка

Данный тип сегментации связан с психологией и сознанием целевой аудитории. Ключевой принцип ее построения основан на потребностях аудитории и своевременном решении проблем с помощью Вашего продукта или контента. Основными критериями для разделения групп в этом случае являются:

  • Ценности и убеждения аудитории
  • Увлечения и хобби
  • Образ жизни
  • Мотивация к покупке

К сожалению, определить такие признаки намного сложней, чем демографические и географические, но финальный результат может превзойти все ожидания. Благодаря детальному погружению в потребности аудитории, Вы сможете построить тесные отношения с клиентами и перейти на новый эмоциональный уровень общения, который повлияет на удовлетворенность клиентов по отношению к Вашей компании.

Сегментация рынка в b2b сегменте

Сегментация рынка b2b

Описанные выше группы сегментации отлично подходят и для b2b рынка, но здесь очень важно добавить несколько основополагающих признаков.

Фирмография – отдельный тип сегментации, по критериям выбора очень похож с базовым сегментированием по демографическому признаку и может включать в себя:

  • Размер компании
  • Количество сотрудников
  • Годовой оборот
  • Сфера деятельности и многое другое

Сегментация компаний по уровню соответствия Вашим требованиям

Принципы данной сегментации выстраиваются в каждой компании индивидуально, мы лишь приведем простой пример для понимания: Вы можете разделить компании по объему закупок и в зависимости от этого выстраивать коммуникацию с клиентами.

Объем 10 000 000 в год – первая категория клиентов, требует наибольших усилий и индивидуального подхода с Вашей стороны. Основная задача – удержать Клиентов и выйти на высокий уровень доверия;

Объем 5 000 000 в год – вторая категория клиентов, также требует больших усилий, обычно, с такими клиентами назначается меньше встреч, созвонов и совещаний, чем с первой категорией.  Основная задача — перевести их в первую категорию;

Объем менее 1 000 000 в год – третья категория клиентов, минимальные коммуникации и быстрые продажи. Обычно сюда относят клиентов, которые покупают один раз и навсегда закрывают свою потребность в Ваших услугах.

Сегментация по потребностям

Самый понятный и логичный способ сегментации в b2b. Основан на решении проблем клиентов, Вам нужно определить ценность продукта и его предназначении для определенной аудитории. Например, Вы можете предоставлять уникальные решения для крупных it корпораций и сформировать свой маркетинговый посыл исключительно для этой группы потребителей.

Заключительные мысли

Сегментация рынка – золотой стандарт построения маркетинговых коммуникаций бренда с потребителями. Чем правильней Вы определите ключевой для Вашей компании сегмент на рынке, тем эффективней и прибыльней окажется Ваша работа.

Последние статьи

Будьте в курсе самых актуальных новостей

Подпишитесь на рассылку и получайте полезные советы, которые можно мгновенно применить на практике


Подписаться